Не всегда, но иногда в нашу школу поступают ученики, которые не могут законченными фразами высказать свои знания, ответить обстоятельно на вопросы и даже порой вообще стесняются говорить на открытой аудитории. Благодаря маленьким классам, меньше 10 человек, есть хорошая возможность для учителя индивидуально работать с такими учениками. Прежде всего необходимо разрушить психологический барьер страха «открыть рот при всех». Это возможно, если ученик станет систематически выступать с докладами не только в своей аудитории, в классе, а выходить «за пределы» – рассказывать определенную тему, делать доклад, в любом по его выбору младшем классе. Причем, не читать свой доклад по бумажке, а именно рассказывать своими словами по памяти, хотя я разрешаю по началу пользоваться планом, составленным самим учеником. Здесь имеет значение один важный момент – ученик сам выбирает тему доклада. И не обязательно эта тема данного урока. Ученик может выбрать интересующую его тему, даже если она по теме относится к программе прошлого года, или вообще входит в самостоятельное ознакомление.
На первой «премьере» самые смелые и активные в творческом обучении ученики 7 и 9-го класса сами выбрали исторические темы – доклад о Наполеоне (Артемий К.) и итоги внутренней политики эпохи Ивана Грозного во второй половине XVI века (Полина К.). Ученица 9-го класса Полина З. выбрала тему по обществознанию – административные права детей. Сами докладчики (и учителя принимающих классов вместе с учениками) оценили свои выступления, отметив некоторые собственные неточности. Например, неожиданно для учеников сыграла роль эмоциональное волнение. Но, к счастью, незначительную. Полина К. искала дополнительную информацию по теме самостоятельно через интернет и сделала интересные открытия. Артемия давно интересовала личность Наполеона и он охотно рассказал о ней не только в объеме школьного учебника. Полина З. выбрала воспитательную тему для детей – она хочет по окончании школы поступить в педагогический колледж. Все доклады оценены ведущим предмет учителем на отлично – это был первый положительный опыт не только для самих докладчиков, но и для слушающих учеников других классов.
Опыт общения с аудиторией по определенной заданной теме необходим всем ученикам, которые со временем покинут школу и вступят в открытую жизнь с уже практическим опытом – вести грамотно, четко, убедительно не только диалог с аудиторией, но и уметь отстаивать аргументировано и последовательно свое мнение.
Данная задача по силам не только учителям гуманитарных (устных) предметов – истории и литературы. Этот опыт я планирую распространить на все классы еженедельно – с 5-го по 9-й классы. Я вижу благоприятную возможность для этого в практически индивидуальном обучении в нашей школе – малочисленные классы позволяют уделить внимание на уроке каждому ученику.
Учитель истории и обществознания
Хаберл-Яковлева Галина Александровна
28 марта 2019