Рекомендации для родителей пятиклассников.

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки!­

·         Помните, что главное условие успешности любого ребенка – это безусловное его принятие, когда родители любят своего ребенка таким, какой он есть (со всеми его достоинствами и недостатками), готовы принять, простить и поддержать его, несмотря на его ошибки и неудачи. Психологи утверждают, что для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто так – неотвратимо. Старайтесь расценивать сегодняшнюю неудачу школьника как отсроченный успех в будущем. Вселяйте в ребенка уверенность, что все проблемы решаемы, все трудности преодолимы. А чтобы изменить ситуацию к лучшему, необходимо лишь желание и продуктивные целесообразные действия.

·         Недопустимы физические наказания ребенка, психологическое давление со стороны взрослых (запугивания, постоянные упреки, обвинения, нравоучения, нотации, навешивания «ярлыков»), критика в адрес подростка, особенно в присутствии других людей. Замечания лучше делать наедине в тактичной форме, а хвалить в присутствии других людей.

·         Не стесняйтесь заслуженно хвалить ребенка, и не только за учебные успехи. Поощряйте его за проявленную активность, самостоятельность, целеустремленность, уважительное отношение к окружающим, волевые действия, направленное на преодоление трудностей, неудач.

·         Чаще воодушевляйте его при трудностях:

o   «Я верю в тебя!»

o   «Я уверен(а), что у тебя все получится, если ты возьмешь себя в руки и попробуешь выполнить это задание еще раз…»

o   «Ошибки и неудачи – это тоже полезный жизненный опыт. Теперь ты точно знаешь, как не следует поступать…»

o   «Только тот, кто ничего не делает, никогда не ошибается!»

o   «Что нас не убивает – делает нас сильнее!»

o   «Все пройдет, пройдет и это…»

o   «У тебя появилась прекрасная возможность доказать себе и окружающим, что ты чего-нибудь стоишь».

o   «Майкл Тайсон, американский боксер с мировым именем, говорил: «Когда мне тяжело, я всегда напоминаю себе о том, что если я сдамся – лучше не станет…»»

o   Кто не встречал в жизни трудностей, никогда не станет настоящим человеком» (африканская пословица)

·         Формируйте адекватную положительную самооценку подростка. Важно, чтобы ребенок знал о своих достоинствах и недостатках, но в целом к себе как к личности относился положительно. Учите школьника правильно рассчитывать свои возможности, ставить реальные на данный момент цели, учитывать в своих действиях опыт прошлых ошибок.

·         Учитывайте особенности темперамента вашего ребенка. Помните о том, что медлительные, малообщительные, ранимые дети длительнее и труднее привыкают к новым требованиям, к новому коллективу. Такие подростки быстро теряют интерес к обучению, замыкаются в себе, проявляют агрессию, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

·         Поддерживайте интерес ребенка к тому, что преподают в школе. Узнайте что интересует вашего ребенка. Постарайтесь связать интересы ребенка с изучением новых материалов. Например, любовь к кинофильмам можно превратить в стремление читать книги. Подарите ему книгу, по которой поставлен понравившийся фильм, прочитайте ее вслух вместе, обсудите прочитанное, найдите отличия между трактовкой событий автора книги и режиссера-постановщика, сценариста. Или, к примеру, любовь подростка к компьютерным играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое, полезное из образовательных ресурсов сети Интернет.

·         Демонстрируйте интерес к школьным заданиям. Помогайте подростку выполнять домашние задания, но не делайте их за него. Убедитесь в том, что у ребенка есть все необходимое для их успешного выполнения. Если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, не спешите давать ему готовые ответы. Лучше научите ребенка самостоятельно находить ответы на вопросы, используя справочную литературу, словари, интернет-ресурсы.

·         Излишне не опекайте подростка, лучше предоставьте ему самостоятельность в учебной, трудовой и творческой деятельности, при этом организовав обоснованный контроль за его деятельностью.

·         Установите вместе с ребенком специальное время для выполнения домашнего задания, посещения кружков, спортивных секций, игр и развлечений. Это поможет вам формировать у подростка организованность, дисциплинированность, ответственность.

·         Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Важно, чтобы общение с ребенком после прошедшего школьного дня было неформальным.

·         Постарайтесь познакомиться с одноклассниками, друзьями своего сына (дочери). Создайте возможность для комфортного общения ребят после школы. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых они сообщают вам, используйте эти сведения при дальнейших разговорах с подростками.

·         Регулярно беседуйте с учителями ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Поговорите с классным руководителем подростка, если чувствуете, что вы не знаете о его школьной жизни и проблемах. Даже если нет особых поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.


"Переходим в пятый класс!" Крайникова Т.А. 2014г.




Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.

 Рождение вашего ребенка было желанным?
 Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
 Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
 Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?
• Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
 Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
 Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
 Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях?
 Вы в курсе его влюбленности, симпатий?
 Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
 Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
 Вы знаете, кто его любимый учитель?
 Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?
 Вы первым идете на примирение, разговор?
 Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

Подсчет результатов:

Если на все вопросы вы ответили "да", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов "нет", необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!



Рекомендации родителям по взаимодействию с «трудным подростком»

Что же делать родителям?

          • Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.

          • Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

         • Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

         • Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.

         • Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

         • Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить - это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком, избегайте резких выражений.

 

Чтобы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы.

   • Цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами.

   • Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.

   • Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.

   • Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.

   • Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого.

  • Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.

  • Пригласите его(ее) подружку(друга) к себе, познакомьтесь - это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.

  • Расскажите им о себе, вашей истории первой любви - это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком.

  • Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будите иметь возможность не просто контролировать его поведение, но влиять на его поступки.

  • Позволь те подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения

   • Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой - стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!




Рекомендации родителям пятиклассников.

1.Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребёнка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

2.Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
3.Для пятиклассника учитель - уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителя могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
4.Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому ,что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела ,учебу, отношения с друзьями в семье, с родителями.
3.Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, желательно обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.




Проявление любви к ребенку.

Психологи установили, что существует несколько способов выражения любви к ребенку, среди которых можно выделить самые значимые: контакт глаза, физический контакт, пристальное внимание.

Каждый из этих способов принципиально важен. Некоторые родители особенно увлекаются дисциплиной. В таких семьях дети, как правило, не чувствуют себя окруженными любовью. Родитель здесь путает дисциплину с наказанием, как будто это синонимы.

Чтобы дети вели себя прилично, были любопытны, имели избыток радости, могли вести себя спонтанно(то есть непосредственно воздействия со стороны других), надо выражать свою любовь к ним всеми способами.

Оказывается, что внимательнее всего ребенок слушает нас, когда мы смотрим ему в глаза.

Тяжелой для ребенка является родительская привычка- избегать смотреть ему прямо в глаза. Увы! Как часто мы выбираем такую суровую меру наказания! Для ребенка очень мучительно, когда родитель специально и сознательно избегает смотреть на него. Это действует на него угнетающе, и может оказать, что такие тяжелые минуты своей жизни ребенок никогда не забудет.

Итак, глаза родителей должны постоянно излучать нежность и любовь независимо от того, довольны вы им в данный момент или нет. Оказывается, уже в 6-8 недель глаза ребенка, как два радара, всё время ищут встречи с глазами другого человека. Ему всего два месяца от роду, но он уже ищет источник эмоционального питания. Так рано формируется эмоциональная связь ребенка с миром.

Многие исследователи подчеркивают, что основные параметры личности, тип мышления, стиль речи, черты характера уже формируются к пяти годам. Значит, с первых дней жизни ребенка нужно как можно чаще дарить ему любящий  и нежный взгляд.

Второй способ выражения любви к ребенку- физический контакт. В жизни, к сожалению, очень редко встречаются родители, которые просто так, по доброй воле, без всякого повода пользуются возможностью ласково прикоснуться к своему ребенку. Те родители, которые не используют физический контакт, наверное, считают, что их дети- это механические двигающиеся куклы, и задача заключается только в том, чтобы научить их ходить и правильно себя вести. А на самом деле папа и мама упускают огромные возможности во взаимоотношениях с детьми. При каждодневном общении с ребенком любящий взгляд и нежное прикосновение необходимы ему. Они должны быть естественными, действовать на него умиротворяющее. Ребенок, растущий в доме, где родители щедро одаривают его этими ценными дарами, будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с окружающими его людьми. Ему будет легко общаться, а следовательно,  он будет пользоваться всеобщей симпатией.

Выражение любви родителей с помощью физического контакта должно соответствовать возрасту детей. Если мы со дня рождения до 6-7 лет часто целуем детей(им это нравится), то ребенка в 8-11лет можно обнять, прижать к себе, ласково потрепать. А в подростковом возрасте многие дети считают такие проявления любви со стороны родителей «телячьими нежностями». Девочки тянутся больше к мамам, им нравится, когда мама их целует и обнимает; мальчики же начинают это отвергать. Их больше тянет к отцам, но потребность в физическом контакте остается. Поэтому возня, борьба, похлопывание по плечу, шутливые потасовки и толкания позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, а также чувствовать мужскую поддержку отца.

Теперь поговорим о третьем способе выражения любви- пристальное внимание. В чем оно заключается? В том, что сосредоточиваемся на ребенке полностью, не отвлекаемся ни на какие мелочи, так чтобы наш ребенок ни на мгновение не усомнился в нашей полноте, безоговорочной любви к нему. Пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что для своих родителей он самый важный человек в мире. Не имея возможности уделять ребенку достаточного внимания, родители часто заменяют его подарками, выполнением просьб. Почему родителям трудно быть достаточно внимательными к детям? Да потому, что это требует времени.

На самом деле пристальное внимание- это насущная потребность каждого ребенка. От её удовлетворения зависит, как ребенок оценивает себя, как его принимают окружающие. Не получая достаточного внимания, ребенок испытывает беспокойство, не чувствует себя в безопасности, тем самым нарушается его эмоциональное и психическое развитие. Ежедневно выкраивайте время, чтобы побыть с ребенком наедине. Как сказал выдающий педагог и психолог С.Л.Соловейчик: «Дом должен быть уютной норкой для маленького ребенка и берлогой для большого». Не скупитесь на любовь к вашему ребенку.




Рекомендации родителям по адаптации детей к обучению в первом классе.


1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький.

Дайте ему посильную работу в доме, определите круг  обязанностей. Сделайте это мягко:

«Какой ты у нас большой, мы уже можем доверять тебе помыть посуду.» (вымыть полы,вытереть пыль, вынести ведро и т.д.     

 2. Определите общие интересы.

Это могут быть как познавательные(любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы(обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любых занятиях своих детей, проводите с ним свободное время не «рядом», а «вместе». Для  этого достаточно посмотреть вместе фильм, поиграть, поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте детям в общении, дефицит общения - одна из самых главных пороков семейной педагогики.

 3. Приобщите ребенка к экономическим проблемам семьи.

Постоянно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете(например, дайте ему денег на мороженое, сравнив при этом цену на него и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствие денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.

 4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствие посторонних.

Уважайте чувства и мнение ребенка. На жалобы со стороны окружающих, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помнете педагогический  закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности(«ты слышишь», «у тебя обязательно получится», «я в тебя верю»).

  5. Научите ребенка делиться своими проблемами.

Осуждайте с ним конфликтные ситуации, возникающие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только вы сможете сформулировать у него правильную жизненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно: не считайте всегда правым своего ребенка и неправым другого или наоборот.

 6. Чаще разговаривайте с ребенком.

Развитие речи- залог хорошей учебы. Были в театре(цирке, кино)- пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые разные фантастические истории – о предметах, вещах, явлениях природы.

 7. Отвечайте на каждый вопрос ребенка.

Только в этом случаи его познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же время прибегайте чаще к справочной литературе( «Давай посмотрим вместе в словаре, в энциклопедии»), приучайте детей пользоваться самостоятельно справочной и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.      

 8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.

Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. А это означает – считаться с индивидуальностью ребенка, знать, что все люди разные и имеют право быть таким!

 9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком.

На жалобы о том , что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать.» Формулируйте высокий уровень притязаний. И сами верти, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

 10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах.

Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если… то…» ( «Если уберешь свои вещи, ребенок начинает принимать позицию «ты – мне, я – тебе».

И помните Вашему ребёнку необходима и жизненно важна Ваша любовь к нему..





Admin login